О жанрах
Все статьи взяты с Википедии
Индастриал
Направление:
Электронная музыка
Истоки:
конкретная музыка, флуксус, перформанс, электронная музыка, краут-рок, нойз, экспериментальная музыка, пост-панк
Место и время возникновения:
середина 1970-х, Великобритания, Германия, Канада, США
Производные:
аггротех, эмбиент-индастриал, EBM, Хардкор-техно, электро-индастриал, глитч, индастриал-метал, индастриал-перкашн, индастриал-рок, мартиал-индастриал, IDM, техно
Индастриал (от англ. industrial -«промышленный») - музыкальное направление (жанр), отличающееся выраженной экспериментальностью и особой эстетикой механических и других промышленных звуков.
История
Если заглянуть глубже в историю возникновения данного стиля, то можно узнать, что уже в 1913 году в труде композитора-футуриста Луиджи Руссоло «L'arte dei rumori» («Искусство шумов», «The Art Of Noises» - такое же название впоследствии взяла себе известная музыкальная группа) прослеживаются некоторые элементы идеологии современного индастриала. Также большой вклад в развитие идеологической основы внесли Эрик Сати, Пьер Шеффер и другие представители футуризма. Советский композитор Авраамов сыграл большую роль в развитии индастриала благодаря своему революционному по меркам 20-х годов ХХ века сочинению «Симфония гудков». Однако окончательно индастриал оформился в 1974 году в Англии. Этому способствовала группа Throbbing Gristle, основавшая лейбл Industrial Records, по названию которого и был назван стиль. Хотя есть другое расхожее мнение, что этим названием пионеры индастриала отделяли свою музыку от музыки прошлого, бывшей по их выражению «более аграрной» (намек на промышленно-индустриальную революцию в Англии XVII века). Изначально индастриал был не только музыкальным направлением, но и идеологическим (где основным методом стала т. н. «шоковая тактика»). В период с 1974 по 1981 год появляется множество музыкантов и групп этой направленности во всех частях света. Среди них наиболее известны Бойд Райс(NON), Einstuerzende Neubauten, SPK, Merzbow и др. Они составили т. н. «классический индастриал». Но популярным направление так и не стало.
Throbbing Gristle распались в 1981 году, заявив о завершении «индустриальной» эпохи и начале «пост-индустриальной». Для музыкантов это означало смену тактики, произошёл переход от industrial к post-industrial. Бывшие участники Throbbing Gristle образовали несколько новых проектов, звучание которых сильно изменилось по сравнению с TG. Другие «классические» индустриальные группы (такие как SPK и Einstuerzende Neubauten) также перешли на «новую стратегию», появились и совершенно новые проекты. Пост-индустриальная музыка стала менее агрессивна, однако, вся та радикальность вылилась в музыкальные эксперименты и неслыханную изобретательность. Теперь post-industrial музыканты совмещают старый индустриальный подход с другими направлениями музыки: танцевальной, фольклорной, ритуальной.
Концептуальные корни
Корни индустриальной идеологии уходят в традиции радикальной литературы и художественных перформансов, которые, в свою очередь, берут свое начало в футуризме, возникшем в начале века. Там же берут свое начало также и индустриальная тактика и методы. Историки искусства XX века обычно ссылаются на протосюрреалистский театр абсурда Альфреда Жари (Alfred Jarry) Ubu Roi, действовавший в Париже в 1896 году, как на родоначальника перформансов. Филиппо Маринетти, чей «Футуристический манифест» был опубликован в 1909 году, подхватил провокационистский жезл в своей пьесе «Roi Bombance», написанной в 1905 году. Желание провокации играло основу «Первого итальянского футуристического движения», а затем было удачно воплощено дадаистами и сюрреалистами. Политика всех трех движений (футуризм, дадаизм и сюрреализм) могла сильно различаться в то время, однако при взгляде из сегодня, важными остаются только общие черты.
Все три движения были ответами на тогдашние реалии, ответы были разными. Футуризм противопоставлял традиции динамизм, технологию и патриотический милитаризм. Сюрреалистское позитивное видение «прогресса» получило некоторые отклики среди ранних индустриальных музыкантов. Однако, если большинство индустриальных музыкантов (даже такие технофилы, как Kraftwerk) имели довольно иронический и циничный взгляд на вклад науки в историю, футуристы себе такого никогда не позволяли - Маринетти праздновал Индустриальную революцию совершенно серьезно и без тени иронии.
Схожесть дадаизма и индустриальной культурой менее двусмысленна. Ярость дадаистов была инспирирована Первой мировой войной, как наибольшим проявлением общественной банальности. Их реакция имела много общего с индустриальным искусством - это была попытка найти эстетику там, где большинство находит только злость. Для дадаистов это означало примитивистскую абстрактную живопись и перформансы в Cabaret Voltaire в Цюрихе, которые включали в себя бессловесную звуковую поэзию. Индустриальная музыка очень сильно обращается к важнейшим вопросам сегодняшнего дня: социальной отчужденности, иллюзиям, созданным средствами массовой информации и преподносящимся вместо реальности, невозможности морали в культуре, в которой традиционные символы морали потеряли свою силу.
Музыкальные корни
Идея использования шума как музыкального элемента берет свое начало в манифесте итальянского футуриста Луиджи Руссоло (Luigi Russolo) «Искусство шумов», опубликованном в 1913 году. Сам по себе манифест художника Руссоло был инспирирован работами композитора-футуриста Балилла Прателла (Balilla Pratella), чей «Технический манифест футуристической музыки» (1911 год) содержал следующую фразу: «[Музыка] должна передавать дух масс, огромных промышленных комплексов, поездов, океанских лайнеров, военных флотов, автомобилей и аэропланов. Все это должно присоединять к великой центральной теме поэмы область машин и победную сферу электричества». Собственная музыка Прателла была гораздо более консервативная, чем можно предположить по его словам. Еще за несколько лет до Прателла более известные классические композиторы начали рассуждать о развитии музыки.
В 1907 году Ферруччио Бусони (Ferruccio Busoni) писал в «Наброске к новой музыкальной эстетике»: «В каком направлении следует направить следующий шаг? К абстрактному звуку, свободной технике и неограниченному тональному материалу». Бусони также не реализовал этот следующий шаг, однако это сделали Шёнберг, Айвз и Кауэлл (Cowell), с 1907 по 1919 годов экспериментировавшие с музыкой, которая путем нарастания атональности быстро перерастает в диссонанс, а также (в случае Кауэлла) со способами методами использования старых инструментов.
Отдельно нужно упомянуть и Александра Скрябина, пытавшегося в 20-х годах создать собственный музыкальный строй и экспериментировавшего с взаимодействием звука и света. Индустриальные музыканты, кстати, отдают ему долг уважения - Дженезис Пи-Орридж, к примеру, в разное время записал две крупноформатных вещи, в одной из которых были использованы музыкальные принципы, сформулированные Скрябиным («Mouth of the knight»), а другая была посвящена его памяти («Scriabianism»).
Непосредственные предшественники
С середины 60-х и в Европе и в Америке начала складываться музыкальная сцена уже непосредственно предвещающая возникновение индустриальной музыки. Все больше музыкантов начали использовать свободные музыкальные формы, импровизации, электронные инструменты и новаторские методы, позаимствованные из мира академического авангарда, а также сочетать музыку с перформансами и светом/видео. Вместе с тем, их музыкальные эксперименты все дальше выходили за рамки рок-музыки, становившейся уже к тому времени консервативной.
К концу 60-х в Европе появился прогрессив-рок и его немецкая разновидность kraut-rock, представленная, кроме Can, такими артистами, как Tangerine Dream, Faust, Neu, Cluster, Klaus Schulze с его ранним проектом «Ash Ra Temple». Из негерманских «прогрессивных» артистов следует особо выделить Hawkwind, Pink Floyd и Роберта Фриппа (Robert Fripp). В 68-м году в Нью-Йорке начал действовать дуэт Silver Apples, сочетавший в своей музыке машиноподобные электронные осцилляторы и психоделические поп-ритмы. Также необходимо отметить Брайана Иноу, подобно Ф. Заппе и Шукаю вышедшего из мира авангардной музыки и сыгравшего в 70-х огромную популяризаторскую роль.
Еще одна немецкая группа, которую необходимо здесь упомянуть - AMM. Музыканты начинали играть в середине 60-х, как группа свободной джазовой импровизации, однако вскоре познакомились с Карлхайнцем Штокхаузеном и в их музыке начало появляться все больше элементов, заимствованных из академического авангарда. Все больше изменяясь, в середине-конце 70-х AMM органично вписались в индустриальную сцену и стали классикой «импровизационного индастриала».
Кроме того, к 1970 году появились три группы, начавшие играть «индастриал» еще до появления собственно самого «индастриала». Имееются в виду The Residents, экспериментировавших с гитарным нойзом и урбанистическими шумами, Kraftwerk, сочетавшие психоделические минималистические синтезаторные мелодии с жёстким машинным поп-ритмом и Sand, по сути дела начавшие играть «ambient» еще до его изобретения Иноу и Throbbing Gristle.
Возникновение индастриала
В качестве даты возникновения «индастриала» обычно называется два варианта - 1974 (год оформления собственно музыкального направления) или 1976 (год возникновения самого термина «industrial music»). В 1974 будущие музыканты Throbbing GristleДженезис Пи-Орридж и Кози Фанни Тутти (Cosey Fanni Tutti), еще в составе перформанс-группы COUM Transmissions записали саундтрэк к одному из своих перформансов под названием «Throbbing gristle» (в 95-м году эта запись была издана немецким лейблом Dossier Records уже как альбом группы Throbbing Gristle). Другие два будущих участника Throbbing Gristle Питер Кристоферсон (Peter Christopherson) и Крис Картер (Chris Carter) присоединились к COUM Transmissions несколько позже - Картер в 75-м, а Кристоферсон в 76-м году). В том же 1974 году была сделана первая запись еще одной из «главных» индустриальных групп - Cabaret Voltaire.
В 1976 году в Англии музыкантами группы Throbbing Gristle был основан лейбл Industrial Records, и возник термин «industrial music». Вот как это описывает один из основных участников этих событий Дженезис Пи-Орридж:
Это было неизбежным, причиной возникновения этого было время. В слове «industrial» содержится ирония, потому что существует музыкальная индустрия. Кроме того была шутка, которую мы часто использовали в интервью по поводу записей автомобильных шумов - «это слово промышленности». И... до тех пор, пока существовала музыка, основанная на блюзе и рабстве мы думали, что неплохо ее обновить хотя бы до Викторианской эпохе - вы знаете, Промышленная революция. Рок-н-ролл существовал везде на сахарных плантациях Вест-Индии и хлопковых плантациях Америки и мы подумали, что настало время попробовать обновить музыку в соответствии со временем (и это все еще актуально). И слово «industrial» было очень циничным для этого... И нам нравились образы заводов - я имею в виду, что мы просто думали, что там существует огромная неоткрытая область образа и шума, которая приходит на ум, когда мы думаем «industrial». Монте Газазза (Monte Gazazza) был тем человеком, который придумал лозунг «Индустриальная музыка - для индустриальных людей». Одним из ранних названий было «Factory Records», придуманное в связи с названием студии Уорхолла «Factory» и его методом шелкографии, однако мы решили, что это будет слишком очевидно и что Уорхолл все-таки не был достаточно хорош.
Итак, лейбл Industrial Records, давший начало и название индустриальной культуре был основан, и первой пластинкой, изданной на нем, стала LP Throbbing Gristle «Second Annual Report» Как явление, «индустриальная музыка» и «индустриальная культура» оформились примерно к 1978-1979 годам, когда известность Throbbing Gristle и Cabaret Voltaire приобрела достаточно серьезные масштабы.
Они перестали быть стилем одной группы и по всему миру начали возникать индустриальные группы и артисты. К примеру, SPK в Австралии, Z'ev и Бойд Райс (Boyd Rice, известный также как NON), в Америке, Einsturzende Neubauten и движение «Гениальные дилетанты» в Германии, Merzbow в Японии и т. д.
Распавшиеся в 1981 годуThrobbing Gristle заявили о завершении «индустриальной» эпохи и начале «пост-индустриальной». Другие «классические» индустриальные группы также перешли на «новую стратегию». Пост-индустриальная музыка стала менее агрессивна и радикальна, однако вылилась в музыкальные эксперименты и проникла во многие жанры поп- и рок-музыки, была взята на вооружение многими, ставшими впоследствии знаменитыми коллективами (к примеру, Depeche Mode на своём знаменитом альбоме 1984 года вживую записали удары об рельс, и сами клипы сняли в индастриал-стиле). Индастриал оказал большое влияние на дальнейшее развитие музыки в мире.
Многими рок-исполнителями разных стилей видеоклипыснимаются именно в стилистике «индастриал» -съёмки в фабричных корпусах и на заброшенных заводах, демонстрация впечатляющих машин и механизмов - как отражение механистичности и индустриальности современной цивилизации.
Стили пост-индустриальной музыки
Здесь дано описание некоторых понятий, часто используемых в обсуждении этой музыки. Некоторые из них можно назвать вполне конкретными, большинство же - скорее просто описания того, что можно услышать в пост-индастриале, так как эта музыка - всегда смесь чего-либо, и ее «стиль» меняется от композиции к композиции.
Нойз
Один из старейших стилей в индустриальной музыке. Основоположником считается американец Boyd Rice (проект NON), в 70-х годах впервые начавший выпускать в массы чистый, немузыкальный шум в качестве законченных музыкальных произведений. Классический нойз всегда лишен мелодии и музыкального ритма, и фактически выходит за пределы понятия музыка. Однако, в композициях часто используется вокал и голосовые семплы, в чистом или искаженном виде. Пауэр-электроникс и японский нойз часто называют разновидностями нойза.
Идея использования шума, как музыкального элемента берет свое начало в манифесте итальянского живописца, композитора и футуриста Луиджи Руссоло (Luigi Russolo, 1885-1947) «L'arte dei rumori» («Искусство шумов»), опубликованном в 1913 году, в котором он утверждал, что Промышленный переворот дал человеку возможности творить совершенно новые, более сложные и изощрённые звуки.
Руссоло, тесно сотрудничавший с поэтом Филиппо Томмазо Маринетти, считается одним из самых первых теоретиков электронной музыки и самым первым нойз-музыкантом в истории. Он изобрёл и сконструировал инструменты, которые называл intonarumori («шумашины») - в основном, это были перкуссионные инструменты для сценического исполнения. Он собрал оркестр, и первое же исполнение нойз-концерта Gran Concerto Futuristico в 1917году вызвало огромное недовольство публики (впрочем, Руссоло на это и рассчитывал). Все эти уникальные инструменты были утеряны в 1941 и 1942 гг., во время Второй мировой войны.
Наиболее типичные представители: Luigi Russolo, NON.
Японский нойз
Наиболее радикальный стиль индустриальной музыки, появился в Японии. Музыка отличается особой концептуальностью и наиболее трудна для восприятия. Композиции представляют собой чистый шум, зацикленный или относительно хаотичный. Аппаратура для его извлечения и преобразования часто создаётся собственноручно, и музыканты, как правило, ограничивают себя в выборе источников шума, что является частью концепции. Основоположником стиля считается японец Масами Акита (проект Merzbow).
Наиболее типичные представители: Merzbow, Aube(частично), Masonna
Ритмик-нойз, Дистортед бит
Этот стиль иногда путают с пауэр-электроникс, однако эти стили имеют мало общего. Power Noise фактически даже не относится к стилям noise-музыки. Композиции в основном хорошо структурированы, ритмичны, основаны на «рассеянных» звуках синтезаторов и ударных с широкими вставками речевых семплов. Коллективы, играющие в этом стиле, в основном культивируются такими издательствами как Ant-Zen, Hands Productions, Ad Noiseam.
Наиболее типичные представители: Winterk”lte, PAL, Noisex (частично), Converter, Imminent Starvation, Synapscape, Iszoloscope.
Percussion Industrial
Как и явствует из названия, в основе этого стиля лежит игра на перкуссионных инструментах. В качестве таковых обычно используются нетрадиционные немузыкальные предметы от пустых железных бочек и тележек из супермаркета до сложных металлоконструкций собственного изготовления. Элементы этого стиля присутствуют у многих индустриальных групп, однако в чистом виде встречается достаточно редко. Что послушать: Z'ev «Salts Of Heavy Metals», «Production & Decay Of Spatial Relations», «F.F.F.», Einsturzende Neubauten «Kollaps», «Halber Mench», «Haus Der Luege», Test Dept. «The Unacceptable Face Of Freedom», «Brith Gof: Gododdin», Les Tambours Du Bronx «Ca Sonne Pas Beau Un Bidon ?!?».
Пауэр-электроникс
Истоки этой стилистики, конечно же, лежат в трудах лидеров старого «правильного» индастриала вроде Throbbing Gristle, Whitehouse, Maurizio Bianchi/M. B., отчасти SPK, и именно эти команды и можно считать отцами-основателями, однако лишь в самом общем смысле. Появившиеся в 90-х гг. ХХ в. работы всё же довольно сильно отличаются от пробных, сомнительных шагов первопроходцев. Прежде всего, это плотное мрачное звучание полное шершаво-скрежешащего агонизирующего нойза и крайне агрессивное настроение композиций. Со временем обязательной чертой стиля стал также дисторшированный вокал в оруще-декламирующей манере на полит-исторические темы. Звучание power-электронных команд простирается от монотонных коллажей, навязчивых закольцованных семплов ранних работ до свободных импровизаций современности, иногда ритмично-перкуссионное, но при этом стремительно-атакующее и травмирующее. Также стоит отметить имеющееся в стиле частое различие между сдержанным и невзрачным студийным материалом и беснующимся, остервенелым концертным исполнением.
(взято с heavy-electronics.org [1])
Наиболее типичные представители: Institut, Genocide Organ, Anenzephalia, Con-Dom, Brighter Death Now
Improvised Industrial
«Импровизационный индастриал». Соответственно базируется на свободной импровизации. Берет свое начало из экспериментов Throbbing Gristle и AMM. Так же, как и предыдущий присутствует у многих групп, однако в чистом виде встречается довольно редко. Что послушать: все концертные записи Throbbing Gristle («Heathen Earth», «Funeral In Berlin», «Funk Beyond Jazz», «Mission Of Dead Souls», «Once Upon A Time...», «Special Treatment», «Thee Psychic Sacriface» и др.), AMM «To Hear And Back Again», «Generative Themes», «The Inexhaustible Document» и все альбомы Borbetomagus.
Маршал-индастриал
В первую очередь, этот стиль отличается военной тематикой: от средневековых крестовых походов до современных войн. В композициях можно встретить мелодии военных лет, трубы, чтение манифестов или звуки выстрелов и взрывов. Все это, как правило, записано в низком качестве с шумом и искажениями, в чем проявляется своеобразная lo-fiэстетика, свойственная индастриалу. Основоположник стиля - югославская группа Laibach, в 80-е годы активно вмешивавшаяся в политику своей страны, за что была даже изгнана из коммунистической Югославии. Музыку в этом стиле также часто причисляют к Darkwave.
Наиболее типичные представители: ранний Laibach, Allerseelen, Der Blutharsch, Von Thronstahl, Turbund Sturmwerk, Les Joyaux De La Princesse, Dernire Volont™, Ordo Rosarius Equilibrio, Sophia (проект Peter Pettersson'а), Blood Axis, Arditi, Triarii, Wappenbund, Kreuzweg Ost.
Неофолк (Дарк-фолк)
Начало современного неофолка положила английская группа Current 93(состоящая фактически из одного человека - Дэвида Тибета), выпустив в 1987 годуальбомы Imperium и Swastikas for Noddy. Тогда же сформировались характерные черты этого стиля - игра на традиционных инструментах (часто на акустической гитаре), и использование в текстах песен религиозных и фольклорных символов. Иногда неофолк-группы перепевают народные песни. Следует помнить, что дарк-фолком зачастую называют группы, достаточно далёкие от индустриального звучания, более близкие к классическому фолку и фолк-року.
EBM (Electronic Body Music)
Наиболее популярный сейчас стиль пост-индустриальной музыки. Звучание представляет собой зацикленные синтезаторные мелодии с танцевальным ритмом и обильным использованием семплов. Термин EBM был придуман музыкантами бельгийской группы Front 242, которые теперь считаются основоположниками стиля.
Наиболее типичные представители: Front 242, Front Line Assembly, Nitzer Ebb, Sturm Cafe, Orange Sector, Spetznaz
Аггро-индастриал
Это направление часто путают с EBM и «индустриальным» металлом, однако это неправильно. Отличительным признаком «аггро-индастриала» (от англ.«aggressive») является наличие «риффованой» гитары и «брутального» вокала. К этому может прилагаться как EBM, так и «synth-pop»-ритм-секция и диско-клавишные.
Наиболее типичные представители: Ministry, KMFDM, God Lives Underwater, Pop Will Eat Itself, Gravity Kills, Think About Mutation, Die Krupps, Circle Of Dust, Stabbing Westward, Steril, Coptic Rain, Nine Inch Nails, Acumen Nation, Full On The Mouth
Электро-индастриал
Это понятие не является самобытным. Скорее, электро-индастриал можно классифицировать как разновидность EBM. По сравнению с EBM эта музыка более плотная и атмосферная, но менее танцевальная. Часто используется искаженный вокал. В рамки этого стиля с трудом входит одна из самых влиятельных индустриальных групп Skinny Puppy.
Наиболее типичные представители: Wumpscut, Skinny Puppy, Le–ther Strip, Front Line Assembly (ранние работы).
Дарк-эмбиент
Один из основных самостоятельных стилей пост-индустриальной музыки. Корни дарк-эмбиента менее всего связаны с другой современной музыкой и идут разве что от основоположника эмбиента Брайана Ино и классического индастриала. Дарк-эмбиент включает в себя несколько подстилей и вплотную соприкасается с пауэр-электроникс и дэт-индастриал, о чём свидетельствует большое количество проектов, смешивающих элементы этих стилей. Считается, что одним из первых дарк-эмбиент стал записывать Брайан Уильямс (проект Lustmord) где-то в начале 80-х. На дарк-эмбиент и близких к нему стилях специализируется один из самых крупных индастриал-лейблов Cold Meat Industry, основанный Роджером Кармаником (проект Brighter Death Now) и Lina Baby Doll (Deutsch Nepal) в 1987 году.
Дарк-эмбиент, как следует из названия, представляет собой более мрачную версию классического эмбиента. Эта музыка призвана создать атмосферу, не концентрируя внимание слушателя на элементах вроде мелодии или ритма. Она наполнена низкочастотными гудениями, фоновым шумом и металлическим звоном, редкими отрывками мелодий и голосов, иногда -монотонным ритмом или пульсацией. Основатель Lustmord - Брайан Уильямс говорил, что предназначение этой музыки в том, чтобы перенести слушателя в место, куда он сам никогда и ни за что бы не попал. Многие ранние записи Lustmordпроизводились в пещерах и других физических местах для создания натуральной реверберации. Однако большинство дарк-эмбиентных альбомов записывается всё же с использованием электронных эффектов. Понятие «звуковой ландшафт» (soundscape) связано в первую очередь именно с дарк-эмбиентом.
Идейно дарк-эмбиент-музыканты, как правило, не вмешиваются в какие-либо политические, моральные или религиозные проблемы, их музыка скорее предназначена для изучения самого мироздания. Однако отпечаток кризисов индустриального общества на всем часто делает эту музыку темной и невеселой, но величественной.
Наиболее типичные представители: Bad Sector, Lustmord, Deutsch Nepal, Raison d'љtre, Gustaf Hildebrand
Дроун-эмбиент
Этот стиль иногда называют частью дарк-эмбиента, но его можно определить как достаточно самостоятельный. Стиль возник из экспериментов немецкой группы Maeror Tri, которая до этого играла гитарный нойз. В январе 1993 один из её участников Штефан Кнаппэ создал лейбл Drone Records -отсюда произошло название стиля. Лейбл до сих пор является базой большей части проектов, играющих в этом стиле.
Музыка дроун-эмбиента достаточно оригинальна. Она состоит из разночастотных гудений - дроунов, извлекаемых из гитар, синтезаторов и других инструментов. Часто используются природные звуки, но их звучание также преобразуется в дроуны. Компьютеры и секвенсоры используются очень редко, и, как правило, вся музыка делается «вручную». Даже для записи альбомов используется аналоговая аппаратура. Например, Maeror Triзаписывали свои гитарные композиции на пленку, которую в некоторых случаях воспроизводили в обратную сторону, получая совершенно особое звучание.
В 1996 году группа распалась и в настоящее время состав Maeror Tri без одного участника пишет музыку под именем Troum. Как написано на их официальном сайте: «Troum используют музыку как прямой путь к Бессознательному, целясь в архаическую сущность человеческой души». Существует также близкий по звучанию стиль дроун-дум, соединяющий элементы дроун-эмбиента и фьюнерал-дум-метала, для которого характерно гитарное звучание и «брутальный» вокал. Типичный пример - группа Sunn O)))
Наиболее типичные представители: Maeror Tri, Troum, Crawl Unit, Bass Communion
Ритуал-эмбиент (ритуал-индастриал)
Эта музыка призвана передать дух древних ритуалов поклонений языческим богам. В композициях часто используются разнообразные сложные перкуссии, иногда сменяемые эмбиентными ландшафтами или этническими песнопениями. Однако, музыка может состоять и из звуков промышленного или электронного происхождения -музыканты распознают ритуальный дух и в современных технологиях. Часто композиции умышленно делают монотонными и продолжительными (от 10 до 30 минут и больше) для создания гипнотизирующего эффекта.
Наиболее типичные представители: Hybryds, ранний Ah Cama-Sotz, Corvus Corax, Halo Manash, Aeoga.
Дэт-индастриал
Это сравнительно молодой, но уже канонизированный стиль индустриальной музыки. Среди его специфических особенностей необходимо сразу назвать тяжелое и медленное звучание, мощное и давящее. Иногда особо выделяют такой подстиль как дэт-эмбиент (правда, на уровне рекламных пресс-релизов в индустриальных дистрибуциях), но по сути это одно и то же - индустриальная музыка, отличающаяся как неторопливостью развития композиции, так и безжизненностью, мрачностью атмосферы, изредка включающая и глуховатый, нечёткий ритм. Как правило, дэт-индастриал проекты тщательнейшее внимание уделяют глубокому басовому звуку с прочувствованными низкочастотными событиями. Также характерно и использование заимствованных элементов, которыми разбавляются композиции - дроунов (drone, гудящие звуки, часто используются в эмбиенте), микроволн (microwave, специфические «переливы» звука), семплы природных, техногенных, найденных звуков. Иногда дэт-индустриальные по сути альбомы характеризуют как медленный пауэр-электроникс, это не совсем верно, потому как пауэр-электроникс - это блицкриг на мозг слушателя, но не глубокая атмосферная импрессия. Дэт-индустриальное творчество часто затрагивает не социо-культурные или политические темы, но ритуально-мистические, и даже инфернальные. Многие по незнанию путают дэт-индастриал и индустриальный дэт-метал (Fear Factory, The Berzerker, Strapping Young Lad, Napalm Death (середина творчества)). Эти стили не имеют между собой ничего общего.
(взято с heavy-electronics.org [1])
Наиболее типичные представители: Brighter Death Now, Ex. Order, Death Squad
Экспериментальный индастриал
Не вся индустриальная музыка может быть отнесена к какому-либо стилю. Индустриальные музыканты до сих пор создают что-то новое, не помещающиеся ни в какие рамки, продолжая развивать как старые идеи классического индастриала, так и добавляя новые элементы из других жанров.
Некоторые выдающиеся экспериментаторы: Coil, Thighpaulsandra, Nurse With Wound, COH, Heimataerde, A Challenge of Honour, МП44, Antuan Graftio, Шесть мёртвых болгар.
Готик-метал
Готик-метал
Направление:
метал
Истоки:
дэт-дум-метал, готик-рок
Место и время возникновения:
начало 1990-х, Великобритания
Годы расцвета:
вторая половина 1990-х -наши дни
Родственные:
симфоник-метал, дарквэйв, индастриал-метал
Готик-метал или готический металл (англ. Gothic metal, Goth metal) - музыкальный жанр, разновидность метала, которая соединяет тяжесть и агрессию метала с мрачной меланхолией готик-рока [1]. Готик-метал произошёл как ответвление от дэт/дум-металав начале 1990-х годов. Основные характеристики жанра - невысокий темп, мрачные гитарные партии, «атмосферные» партии клавишных; часто встречается использование женского вокала или женско-мужского дуэта «красавица и чудовище» [1]. Исполнители готик-метала эксплуатируют мрачно-романтическую, «готическую» эстетику. Точные рамки жанра остаются размытыми, потому что определение «готик-метал» часто по ошибке употребляется по отношению к группам с самым разным звучанием, иногда на основании только имиджа музыкантов или их текстов.
Характеристики
Эта разновидность металла характеризуется средним или низким темпом, меньшей тяжестью и мрачным, меланхолическим настроением. Богатые клавишные и/или оркестровые аранжировки роднят этот жанр с симфоник-металом. Для готик-метала характерно использование женского вокала, как академического, так и эстрадного; очень часто встречается дуэт «Красавица и Чудовище» - высокий женский голос и брутальный мужской гроулинг. Его ввели в моду Theatre of Tragedy [2] и в дальнейшем использовали многие другие группы, в том числе Epica, After Forever, и др. Встречается также и чистый мужской вокал (Lacrimosa, Charon, Lake of Tears)
Ранние группы готик-метала - Paradise Lost, My Dying Bride, the Gathering, Darkseed -начинали как дум-металические коллективы, оказав основное влияние на жанр. Однако последующие группы расширили рамки жанра в различных направлениях и кроссоверах. Cradle of Filth принесли элементы готики в блэк-метал, Trail of Tears - в дэт-метал, After Forever и Epica соединили её с симфо-металом, Lacrimosa- с дарквэйвом, а L'Ame Immortelleи Umbra et Imago- с индастриалом.
Красавица и чудовище
Уже в 1985 году Celtic Frostиспользовали оперный женский вокал на некоторых песнях из альбома To Mega Therion. [3] Paradise Lost также использовали женский оперный вокал на своём первом альбоме Lost Paradise[4]. The Gathering также включили женский вокал на дебютном альбоме Always... с Марике Гроот, аккомпанирующей Барту Смитсу. В следующем году вышла пластинка Almost a Dance с главным вокалом Нильса Дуффхьюса и женским вокалом Мартины ван Лоон. С альбомом 1995 года Mandylion они прекратили использование мужского вокала, полностью заменив их вокалом Аннеке ван Гирсберген. Тогда же в проекте Lacrimosa, где прежде пел только вокалист Тило Вольф, появилась вокалистка Анне Нурми, а в музыке, начиная с альбома Infernoпоявилась характерная готик-металлическая тяжесть.
В том же 1995 году норвежская группа Theatre of Tragedy издала свой одноимённый дебютный альбом, который включил соединение гортанного гроулинга Раймона Рохоньи и сопрано Лив Кристин. [5]Этот вокальный контраст с тех пор стал относиться к так называемому стилю «beauty and the beast» («красавица и чудовище»). [2] Theatre of Tragedy с тех пор упоминались как одни из пионеров жанра и часто влияли и были образцом для других похожих групп. [2]
« Когда мы начали смешивать женский голос с элементами дума и готики, это было недостаточно брутально для thrash metal или недостаточно злобно для black metal, а вместо мужчины была женщина. Это было ни на что не похоже.
Лив Кристин, бывшая вокалистка Theatre of Tragedy[6]
»
Вскоре появились новые группы, которые стали соединять дэтовый гроулинг и женский оперный вокал. Trail of Tears сформировались в 1994 году, Tristania и The Sins of Thy Beloved возникли в 1996 году. [7] Все три норвежские группы издали свои дебютные альбомы в 1998 году. [7] Имевшие в составе восемь участников The Sins of Thy Beloved добавили к традиционному звучанию жанра скрипичные партии Пита Йохансена. [8] Особенностью Tristania было использование трёх различных стилей пения: оперного сопрано Вибеке Стене, чистого высокого тенора Остена Бергоя и грубого гроулинга Мортена Веланда. [9]
Дарквэйв
Дарквейв
Направление:
электронная музыка
Истоки:
пост-панк
новая волна
готик-рок
индастриал
классическая музыка
синтипоп
Место и время возникновения:
начало 80-х Германия,Великобритания
Годы расцвета:
1990-2000
Поджанры:
синти-готика
немецкий дарквейв
Родственные:
EBM
dark ambient
ethereal
синтипоп
Дарквэйв (дарквейв) (англ.darkwave - «тёмная волна») -музыкальный стиль, одно из направлений на готической сцене, сочетание электронной, индастриально-экспериментальной и неоклассической музыки.
История
Дарквэйв как жанр родился в конце 1980-х, как результат экспериментов представителей новой волны(особенно готического рока и пост-панка) и индустриальной музыки. В 1980-х готическая музыка развивалась в двух ключах - «каноническом» и «экспериментальном». Дарквэйв как раз и был представителем последней, экспериментальной ветки. Для него характерно смешение стилей, как в плане аранжировок, так и в плане музыки - например, в творчестве одних исполнителей заметно влияние синти-попа (Diary Of Dreams, Wolfsheim), у других -пост-индустриальной и клубной культуры (In Strict Confidence, Die Form), у третьих - нео-фольклора, нео-классики (Sopor Aeternus) и т. д.
У истоков европейского дарквэйва стояли такие ныне культовые коллективы, как Die Form, Kirlian Camera, Clan Of Xymox, The Cure, Dead Can Dance, Cocteau Twins. Почти все перечисленные коллективы в расцвете своего творчества играли чистый darkwave, многие потом поменяли стиль.
Почти вся современная готическая музыка попадает под это определение в той или иной степени, хотя есть и представители чистого жанра, так называемого «европейского дарквэйва… Продолжение »